«Всегда готов»: Открытый диалог о

молодежной политике

Государственная власть в раннем возрасте воплощается для ребенка в учителе, директоре школы, милиционере. И гораздо позже ребенок узнает, что такое Конституция, как устроены органы власти и кем определяется государственная политика.

Однако по случаю дня рождения БРПО мы шагнули через ступеньку: ребята посетили Совет Республики, верхнюю палату белорусского парламента, где на детские вопросы были получены вполне серьезные ответы. Была обсуждена практика функционирования детских и молодежных парламентов, поднят вопрос о создании общего молодежного парламента.

Это, кстати, тот случай, когда важны не только ответы, но и постановка вопросов. Так формируется срез общества, который позволяет определять настроения, развивать политическую культуру, гражданскую сознательность у молодежи.

И, конечно, самим ребятам крайне важно проявлять инициативу. Открытый диалог для них – отличная  возможность увидеть, как работает сложный механизм государственной власти, пообщаться с руководителями района, города или даже республики.

Суверенное государство должно целенаправленно воспитывать молодежь – и это не означает ее политизацию. Гораздо глубже и важнее любой политики – азбучные истины о том, что такое хорошо и плохо. Есть ценности, которые остаются непреходящими: поддержка, дружба, честность.

Пионерскому движению 19 мая исполнилось 95 лет, и можно вспомнить о тех законах пионерии, с которых она когда-то начиналась. В редакции 1922 года (самой первой) указывается о том, что:

  • Юный пионер верен рабочему классу;
  • Честен, скромен, правдив и не ленив;
  • Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу;
  • Исполнителен;
  • Трудолюбив, весел и никогда не падает духом;
  • Бережлив и уважает общеполезный труд

Собственно, политизированным является только первый пункт, говорящий о рабочем классе. И хотя за столетие структура экономики значительно изменилась и о пролетариате сегодня говорить сложно, тем не менее, труд был и остается непреложной ценностью. Что касается всех прочих «пионерских законов», то это именно то, чему следует научиться ребенку в таком возрасте – быть честным, бережливым, хорошо учиться и т.д.

Детская психика пластична, и в возрасте 9-14 лет достаточно просто заложить определенные ценности, которые сохранятся на всю жизнь.

По мере взросления ребенок сталкивается с более сложными общественными отношениями, достаточно фрагментарно познает мир. Вызовы усложняются, возрастает и количество тех «кругов», которые интересуются ребенком.

К примеру, в любом обществе есть специфический протестный контингент, например, футбольные фанаты или анархисты, которые формируют себе смену, начиная со школьной скамьи. Эта проблема характерна для любой страны западной Европы, независимо от уровня жизни, и везде применяется один и тот же рецепт – адресная работа с подобными экстремистскими организациям, контроль, сбор информации и т.д.

Задача же нормальных, конструктивных общественных объединений – вовлечь молодежь в системную политику. Это не просто некая самоцель, а залог будущей устойчивости политической системы.

При этом мероприятия могут не иметь однозначной политической окраски, но должны заложить ценностный консенсус, объединяющий ребят как граждан республики.

Следует обратить внимание, что любые требования оппонентов власти о «деполитизации» школы и высшего образования предполагают существенное ограничение прав общественных объединений, в первую очередь, БРСМ и профсоюзов, отмену бюджетного финансирования для создания «равных условий» и т.д.

Однако о достижении равенства не может быть и речи. Напомним, что оппозиция и связанные с ней тематические организации (культурные, образовательные, молодежные и пр.) осуществляют достаточно большое количество молодежных проектов. Как правило, все они построены на привлечении внешнего финансирования – т.е. на грантовых заявках с последующей отчетностью. Белорусские общественные объединения они обычно обвиняют в «показухе», но при этом сами создают ее в огромных количествах в собственных грантовых отчетах.

Получается, что для демократизации школ и вузов надо всего лишь пустить в них организации с иностранным финансированием, что сделает образование более свободным, европейским и т.д. в то время как государство самоустранится.

Между тем, первые годы независимости, завершившиеся конституционным кризисом, показали, что на социальных и молодежных программах «демократическая» власть экономит в первую очередь, особенно когда появляется универсальный ответ «нет денег».

Вопрос, однако, стоит не в том, есть деньги или нет, а в том, кто реально будет определять молодежную политику в стране: мы сами или же внешние силы, у которых деньги всегда найдутся.

При этом простые решения – «запретить», «распустить», «оставить на самотек» влекут за собой сложные последствия.

Очевидно, что ребенка должна воспитывать семья, но западное общество сделало все, чтобы оградить ребенка от собственных родителей в угоду различным нетрадиционным группам, которые больше заинтересованы половой жизнью ребенка, чем его гражданским воспитанием. Борьбу за детские умы ведут религиозные организации и фонды, а политики используют благотворительные кампании для формирования имиджа.

Неверно считать и то, что ребенка сформирует рынок, улица и вообще кто-то со стороны. Как показали девяностые годы, сложная экономическая ситуация, отсутствие государственного контроля, размытые ценности приводят к победе нигилистических, потребительских установок. Молодежь вовлекается в радикальные группы, растет подростковая преступность, суициды, в молодежной среде распространяются наркотики, пропагандируется распущенный образ жизни. Параллельно ослабляются традиционные семейные связи, растет количество неполных семей. И в итоге расшатанную систему гораздо сложнее поставить на рельсы, чем реформировать и изменять молодежную политику, имея готовые инструменты.

В свою очередь, молодежная политика должна отвечать требованиям времени, поддерживать преемственность,  а главное – обеспечивать обратную связь, т.е. формировать активную гражданскую позицию у молодого человека.

Государство должно держать руку на пульсе, и концепция Открытого диалога – одна из новых форм такой работы, когда молодой человек получает возможность пообщаться с культурной и политической элитой республики.

Подробности на: opendialog.by