История движения
Об участии белорусских студенческих отрядов в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Нашего человека, пожалуй, трудно удивить героическими свершениями. Боевые и трудовые подвиги нашего народа становятся легендами и не умирают, не забываются с годами, а живут в нашей памяти. Они – часть самой нашей жизни. Днепрогэс и Магнитка, Комсомольск-на-Амуре и целина. В чём секрет не истощаемой энергии и энтузиазма наших людей. Есть ли предел их силам?
Такого предела нет! И это еще раз было доказано на необъятных просторах Сибири и Дальнего Востока, где 35 лет назад шла ударная комсомольская стройка – БАМ. Но началась она не в апрельский день 1974 года, когда Москва провожала в далёкий путь шестьсот бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ.
Решение начать изыскания и строительство Байкало-Амурской магистрали было принято в начале 1932 года. Это была смелая и чрезвычайно сложная задача. Предусматривалось, что первой будет построена Восточная часть магистрали протяженностью 1800 километров: от станции Уруша Забайкальской железной дороги до села Пермское-на-Амуре (Ныне Комсомольск-на-Амуре) и пойдёт дальше к побережью Тихого океана, а на Западе, на станции Тайшет, соединится с Транссибом.
В феврале этого же года была создана Восточно-Сибирская экспедиция технических изысканий железных дорог (Востизжилдор).
В апреле 1932 года в Москве был утверждён проект головного участка Байкало-Амурской магистрали БАМ-Тында.
А вскоре началось сооружение отдельных участков по всей линии БАМа: от Тынды – на восток, от Комсомольска – в обе стороны, к Советской гавани и Дуссе – Алиньскому хребту.
Укладывались рельсы на магистрали Волочаевка – Комсомольск и Известковая — Чегдомын.
Но нам тогда не дали завершить начатое: и люди, и мужество, и металл потребовались не для созидания, а для отражения и уничтожения нагрянувшего врага.
БАМу тоже суждено было сражаться с фашизмом.
В напряжённейшие дни битвы под Сталинградом возникла необходимость проложить железную дорогу между станциями Иловля и Петров Вал. И тогда снова вспомнили о БАМе. О тех немногих километрах рельсов, которые были уложены в предвоенные годы. Их снимали звеньями и по Транссибу отправляли на запад — к Сталинграду.
Рельсы БАМа легли в Волжскую рокадную дорогу. В первый день по уложенной ветке из БАМовских рельсов прошло пятьдесят фронтовых эшелонов.
1967 год стал началом новой истории Байкало–Амурской железнодорожной магистрали – на трассе возобновились проектно-изыскательские работы.
1971 год. 30 декабря. «Амурская правда» сообщила: железная дорога БАМ – Тындинский будет построена в девятой пятилетке. Её сооружение поручено недавно созданному управлению «Бамстройпуть».
1972 год. Май. Начата подготовка площадок под базу стройиндустрии в Шимановске, а на станции БАМ — под звеносборочную базу и железнодорожные тупики для приёмки грузов. Строятся жилые дома, столовые, магазины, детские сады и ясли на станции БАМ, в посёлке Тындинском и городе Шимановске. Ведётся рубка просеки под трассу будущей магистрали.
1972 год. 14 сентября. На станции БАМ уложены первые звенья железнодорожной линии БАМ — Тындинский. Стальная магистраль начала отсчёт километров.
1973 год. Март. Решением ЦК ВЛКСМ сооружение железной дороги БАМ – Тында — Беркакит объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
1974 год. Февраль. К слиянию рек Ния и Таюра вышел механизированный отряд СМП-266, 17 первопроходцев пробили зимник к месту будущего посёлка Звёздный. С этого дня началось строительство Западного участка БАМа.
1974 год. Февраль. Издан приказ Минтрансстроя СССР о создании Тоннельного отряда 11. Первая группа тоннельщиков прибыла в столицу Бурятии г. Улан-Удэ.
1974 год. Апрель. На строительство БАМа выехал первый Всесоюзный ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. В отряде комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда утвержден делегат XVII съезда комсомола, Герой социалистического труда Виктор Лакомов.
1974 год. Май. На станции Сковородино, в посёлке Тындинском и Шимановске встречали Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ.
1974 год. Июль. Начата отсыпка автодороги на восток от посёлка Тындинского к Ургалу.
1974 год. Ноябрь. На станцию Ургал прибыл передовой отряд специализированного СМП «Укрстрой» для строительства жилого посёлка.
1975 год. Февраль. Недалеко от станции Ургал уложено первое звено железнодорожного полотна. Воины-железнодорожники из Белоруссии начали укладку рельсов в сторону от станции Берёзовка.
1975 год. 2 апреля. На участке БАМ – Тында — Беркакит в посёлке Золотинка Якутской АССР высадился Первый Белорусский ударный комсомольско-молодёжный отряд имени Героя Советского Союза Николая Кедышко в количестве 125 человек. Так началось строительство станции и посёлка Золотинка.
1975 год. Май. В канун 30-летия Победы в Великой Отечественной войне уложено последнее звено железной дороги БАМ-Тында, соединились Транссибирская магистраль с сооружаемой Байкало-Амурской. Впервые раздался гудок тепловоза в городе Тында.
1975 год. Декабрь. Отряд имени Николая Кедышко закончил строительство временного посёлка Золотинка, который стал лучшим на всей Байкало-Амурской магистрали.
1976 год. 2 ноября. Строители Центрального участка БАМа уложили «золотое» звено на границе Амурской области и Якутской АССР. Рельсы БАМа впервые пришли в Якутию.
1977 год. 24 июля. Центральный участок БАМа. Станция Золотинка. Белорусский отряд имени Николая Кедышко встречал первый рабочий поезд. Это — большой труд. Это — большая победа.
1977 год. Октябрь. На станцию Беркакит пришёл первый рабочий поезд. Получен доступ к Нерюнгринскому угольному разрезу.
1977 год. Ноябрь. Железнодорожный участок БАМ-Тында сдан в постоянную эксплуатацию.
1978 год. Май. Бурятский участок БАМа. В посёлок Кичера прибыл сводный комсомольско-молодёжный отряд имени XVIII съезда ВЛКСМ. В составе отряда 80 посланцев Комсомола Белоруссии.
1978 год. Июнь. Через реку Левый Орокот возведен 120 километровый железнодорожный мост. В мае вступил в строй крупный мост через реку Аргунь.
1978 год. Октябрь. Уложено последнее звено рельсов на станции Угольная. Началась погрузка первого эшелона Нерюнгринского угля.
1979 год. Июнь. В Тынду пришёл первый пассажирский поезд из Москвы. Началось прямое железнодорожное движение Москва-Тында.
1979 год. Июль. Тысячекилометровый путь от Ургала до Тихого океана начал свою работу. У разъезда Укальту уложено «серебряное» звено, которое замкнуло Дальневосточное кольцо: Хабаровск – Известковая – Ургал — Комсомольск с выходом в порт Ванино.
1979 год. 28 декабря. Бурятский участок БАМа. На станцию Кичера прибыл первый рабочий поезд. В эту победу большой вклад внесли белорусские ребята.
1979 год. 29 декабря. Железнодорожная линия Тында-Беркакит сдана во временную эксплуатацию. Постоянное движение поездов открыто 31 октября 1980 года.
1980 год. Декабрь. г. Тында. Главмосстрой сдал под заселение два девятиэтажных жилых дома. Всего шефами из Москвы с 1976 года построено и введено в эксплуатацию 30 жилых домов.
1980 год. Февраль-март. Читинский участок БАМа. На станцию Чара прибыл первый рабочий десант из Золотинки. Бойцы отряда имени Николая Кедышко из бригады Ивана Олехновича будут готовить плацдарм для основных сил отряда.
1981 год. Февраль. Прошли первые составы с углём и лесом по маршруту Ургал – Берёзовка – Комсомольск-на-Амуре. Теперь значительная часть грузов из западных районов страны, направляемых в Магаданскую, Камчатскую и Сахалинскую области, на север Хабаровского края, будут доставляться более коротким путём.
1981 год. Июнь. г. Тында. Состоялся общетрассовый слёт отличников движения «Я — хозяин стройки».
1981 год. Октябрь. Открыто постоянное движение поездов на участке Лена – Кунерма.
1981-1982 год. Якутия. В постоянную эксплуатацию сданы госкомиссии станция и посёлок Золотинка. Закончена передислокация основных сил отряда имени Николая Кедышко на станцию Чара.
1982 год. Апрель. Бурятский участок БАМа. Сдан в эксплуатацию автодорожный мост через реку Витим.
1982 год. Май. На стыке Читинской и Амурской областей, Якутской АССР уложено «серебряное звено». В честь строителей воздвигнут монумент на станции Хани.
1982 год. Октябрь-ноябрь. ТО-12 приступил к проходке Кадарского тоннеля. На станцию Хани пришёл первый пассажирский поезд.
1983 год. Январь-февраль. Сдан в эксплуатацию один из наиболее крупных мостов Читинского участка – через реку Олондо. Путеукладчик пересёк границу Читинской области.
1983 год. Апрель. Рельсы БАМа пришли на разъезд Мурурин. На перегоне Витим-Кадар завершено строительство ЛЭП-220. Строители западного крыла Читинского участка БАМа получили надёжное энергоснабжение.
1983 год. Июнь. Восточный участок БАМа. Сдан в постоянную эксплуатацию станционный посёлок Алонка.
1983 год. Сентябрь. Рельсы пришли на станцию Икабью. Бригада монтёров пути Ивана Варшавского за одни сутки на подходе к станции уложили 4 600 метров железнодорожного пути.
1983 год. Ноябрь. Читинский участок БАМа. Рабочий поезд пришёл на станцию Чара. Отряд имени Николая Кедышко праздновал победу.
1984 год. Апрель. На разъезде имени Героя Советского Союза Б.Мирошниченко уложено «золотое» звено.
1984 год. Август. На угольном разрезе «Нерюнгринский» добыта первая тонна коксующегося угля.
1984 год. 29 октября. В день рождения комсомола на станции Куанда Читинского участка БАМа на год раньше срока бригады путеукладчиков А. Бондаря и И. Варшавского смонтировали «золотое» звено. Сквозное движение поездов открывается по всей магистрали.
Главный итог десятилетнего труда: протяжённость всей магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре вместе с меридиальной линией Бамовская-Тында-Беркакит составил более 3500 километров. Всего уложено главных и станционных путей около 5000 километров. Для этого пришлось переработать свыше 570 миллионов кубометров грунта. Грунт — слово условное. Для обсыпки железнодорожного полотна взрывали скалы и целые сопки. Сотни выемок, высотой в десятки метров, рассекли горные хребты. Возведено свыше 4200 искусственных сооружений, в том числе 148 мостов длиной свыше ста метров каждый, 30 километров тоннелей, 57 железнодорожных станций. Построены города и посёлки, что увеличило население в регионах, где прошла железнодорожная магистраль более чем на миллион человек.
В зоне строительства перепад температур достигал 100 градусов (от плюс 40 летом до минус 60 зимой). Строительство велось в зоне вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Потребовалось целый ряд принципиально новых инженерно-технических решений.
В результате творческого содружества учёных, конструкторов, проектировщиков, строителей малые и средние мосты были возведены на столбчатых опорах.
Сроки строительства мостов были сокращены почти в два раза, затраты труда сократились до 40%. В начале строительства ежегодно строилось 50 мостов.
В 1984 году за 9 месяцев под укладку железнодорожного полотна было возведено 115 мостов. Строители БАМа ежегодно досрочно выполняли поставленные задачи, все участки магистрали были возведены со значительным опережением графиков. Экономический эффект за 1975-1983 годы от внедрения на БАМе новых методов строительства составил около 100 миллионов рублей. За годы строительства сформировался уникальный коллектив, способный решать сложнейшие инженерно-технические и производственные задачи.
Большую роль в формировании производственных коллективов на строительстве БАМа сыграл комсомол. На строительстве Байкало-Амурской магистрали решением ЦК ВЛКСМ в г. Тында был создан штаб ЦК ВЛКСМ, который организовывал и направлял всю комсомольскую работу. Во всех областях и автономных республиках, по территории которых проходила магистраль, так же были созданы штабы ЦК ВЛКСМ. Большую работу в подготовке и формировании комсомольско-молодёжных отрядов для строительства БАМа проводили ЦК и обкомы комсомола Белоруссии. Белорусские юноши и девушки, бойцы отряда имени Николая Кедышко, бойцы сводного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ, бойцы студенческих отрядов, белорусские воины-железнодорожники своим самоотверженным трудом и активной жизненной позицией на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали приумножили боевую и трудовую славу нашего народа.